miguel_kud (miguel_kud) wrote,
miguel_kud
miguel_kud

Categories:

Информационный коронавирус – 2б

Попустительство

В изучении медийной составляющей кампании ПЧА по подготовке переворота на Украине, организации поражения Новороссии и провоцированию вмешательства в Сирию, которое мы провели в расследовании 2018 г., нам очень помогли архивы нескольких Интернет-ресурсов второго плана, нацеленных на немассовые фокус-группы с той или иной спецификой. Они меньше распылялись на посторонние темы и сосредоточивались на тематиках, связанных со спецоперациями ПЧА, привлекая при этом материалы посторонних ресурсов, задействованных в спецоперации, и тем самым давая возможность понять общее направление пропаганды по всему направлению. Сейчас роли между этими рупорами несколько перераспределены, но согласованная работа всё равно бросается в глаза. Изучим, как происходит обсуждение и решение вопросов, связанных с коронавирусом, в религиозной среде.

Для этого обратимся к хорошо известному нам по расследованию 2018 г. изданию – «Русской народной линии» (РНЛ). Даже выборочное ознакомление с её публикациями по теме коронавируса показывают плохо замаскированную под набор независимых мнений, но уверенную тенденцию на подрыв и саботаж карантинных мероприятий, максимизацию мора и в итоге переложение ответственности за получившийся исход на РПЦ в целом и провозглашаемые в РНЛ патриотические идеи. Издание очень быстро – за каких-то полтора месяца – смогло нарастить степень информационной мобилизации до множества публикаций в день, бьющих в одну точку самыми разными способами, порой весьма творчески и неожиданно. Чтобы не пропадать ресурсу, в кампании задействовали нескольких запомнившихся нам по расследованию 2018 г. авторов, но в качестве союзных перепечатывались и такие публикации, которых там никогда бы не появилось, придерживайся РНЛ заявленной идеологии.

К распространению коронавируса РНЛ подключилась на ранних этапах. Уже 14 февраля вышла статья Игоря Друзя о нагнетании паники, якобы превышающей реальную угрозу, автор которой ссылался на уже известного нам «молодого китаиста» Николая Вавилова – последний персонаж из ниоткуда мощным ураганом ворвался в сонм «ведущих экспертов» по эпидемиологии и, несмотря на очевидные провалы его «аналитики», укрепился там, как вирус в носоглотке. В тот же день РНЛ размещает ролик Хазина «Циничный манёвр Китая которым он развёл всех», в котором Хазин рассказывает, что на самом деле Китай под прикрытием эпидемии закрыл вывоз своих комплектующих и тем самым хитро нагадил партнёрам, а Николай Вавилов рассказывает, что китайцы искусственно нагоняют панику, от интервьюера звучит фраза «Китай себе в ногу стреляет». В другом ролике, уже от 17 февраля, Делягин рассказывает, что новости о распространении вируса по всему миру – информационный вброс и тут же приплетает полный набор ПЧАшных фейков первой волны: «заболевают в основном китайцы», умирают только люди с ослабленным иммунитетом, которым и так дорога на тот свет, дети не заболевают вообще либо болеют в крайне лёгкой форме. Делягин говорит, что «не нужно бегать с карантином», опровергает якобы идущие от ВОЗ устрашения и дополняет это своеобразным медицинским открытием, называя депрессию просто плохим настроением. Ретрансляция этого круга говорящих голов продолжается и дальше, например, 20 февраля на РНЛ появляется новое видео Николая Вавилова. 4 марта издание размещает новый ролик Хазина с утверждением, что паника вокруг коронавируса носит политический характер, 13 марта Катасонов, вслед за Делягиным, рассказывает, что объявление ВОЗ пандемии – напрасное провоцирование паники, 18 марта Леонтьев в программе «Однако» набрасывает непонятно что, но с общей тенденцией, что всё пандемия – фейк, 19 марта Хазин в интервью РИСИшнику Шишкину толкает версию, будто в Москве уже была эпидемия коронавируса, но мы не заметили, поэтому никто не заражается внутри страны, т.к. все, кто имел такую тенденцию, уже переболели (21:50), и т. д.

Нельзя сказать, что все публикации издания по теме коронавируса – стопроцентно бредовые. Некоторые из них содержат гипотезы, которые, как минимум, имеют право на существование, как максимум – похожи на правду. Проблема в том, что гипотезы эти здесь и сейчас использовались для последующей дискредитации карантинных мероприятий. Например, в статье Павла Тихомирова от 20 февраля говорится:



Также в статье содержится утверждение, что обеззараживание наличности во время эпидемии – заговор для отказа от наличности.

По-своему интересна и статья Игоря Романова от 14 марта со следующим тезисом:



Непонятно только одно: даже если и так, значит ли это, что мы должны противостоять карантинным мероприятиям. «Назло маме отморожу уши?»

Далее, 27 февраля в издании вышла здравая статья Александра Коца с критикой дилетантского шапкозакидательства в отношении эпидемии.

Тем не менее, подобные публикации тонули в потоках абсурда, так что даже о попытке объективности со стороны редакции говорить не приходится. Важно подчеркнуть, что для эффективного противостояния карантинным мероприятиям ПЧА и не надо было публиковать только абсурдные вещи – достаточно было создать туман неопределённости в переломный период февраля-марта, когда ещё можно было ввести жёсткий карантин и обойтись малым ущербом. Устойчивость этого тумана только повышалась, если в нём появлялись отдельные здравые мысли. Кроме того, в вопросах распространения инфекции «плюрализм мнений» на некотором ресурсе – это не свобода слова, а способ морально поддержать ту прослойку населения, которая внутренне не хочет соблюдать карантинные мероприятия, но осмеливается нарушить предписания только тогда, когда видит публикации единомышленников, оправдывающих её представления. И для заражения всего города достаточно десятка идиотов, вдохновлённых приятными их уху публикациями. Нужно понимать, что видимость плюрализма в вопросах типа того, нужно или не нужно травить колодцы, – это всегда сознательная линия на поощрение отравления колодцев, а не отсутствие собственного мнения или соблюдение свободы слова.

Но, всё же, ключевой в публикациях РНЛ была не светская, а клерикальная линия распространения коронавируса. Так, ещё 18 февраля на РНЛ выходит статья «Надежда как воля к жизни: Состоится ли Крестный ход в Ухань?». Её автор, Павел Дмитриев, хорошо известен нам по расследованию 2018 г.: его специализация – вброс «установочных» тезисов, которые потом на все лады перепевает сонм прикреплённых к изданию протоиереев и протодиаконов. В статье говорится, что наука не может справиться с коронавирусом, после чего приводится следующее рассуждение:



Напомним, в конце февраля состоялся ключевой во всей кампании призыв Димитрия Смирнова о гражданском неповиновении карантинным предписаниям власти, если того «требует вера». Поддержали его либо пошли ещё дальше очень многие. Но какой же Смирнов без антагониста? Активную сетевую деятельность развил другой православный публицист – Кураев, известный по заукраинству и «либерастии», которому в данном вопросе выпало сыграть здравомыслящего и просвещённого человека, критически и даже ехидно, но не переходя грань смертельной конфронтации и глумления отзывающегося о позиции Смирнова и его последователей в своём Фейсбуке (см., например, 1, 2, 3, 4). Таким образом, в кампанию с самого начала ввели «противоположную» силу, к которой, в случае полного краха «смирновщины», надлежит обратиться за авторитетным мнением по вопросам украинской независимости и отечественной истории.

РНЛ включилась в процесс довольно хитрым образом: сначала изображала относительную объективность и публиковала разные точки зрения, но процент и градус «смирновщины» постоянно повышался, после чего сторонники карантинных мероприятий были «припечатаны» серией редакционных статей. Так, 28 февраля вышло пока ещё беспристрастное изложение спора между линиями Смирнова и Кураева, 9 марта было првиедено мнение митрополита Иллариона о том, что можно использовать одноразовые ложицы для причастия. Однако 10 марта выходит статья Архимандрита Нектария (Головкина) «Мистический Господь охраняет нас» о невозможности заразиться коронавирусом через Таинства с уверенным заявлением:



В здравомыслии подобного заявления можно только усомниться. Не будем глубоко вникать в историю чумного бунта 1771 г. в Москве, когда толпа истово верующих растерзала архиепископа Амвросия за то, что тот приказал спрятать икону от массового прикладывания во время эпидемии, и ещё больше позаражалась. Достаточно упомянуть несколько случаев из текущей пандемии. Сообщают, что «нулевым пациентом» в столице США стал священник Тим Коул из церкви Христа в Джоржтауне. Сейчас пятьсот человек, которые посещали эту церковь, на карантине, а пятеро, включая органиста – уже заболели. «Это не было частью моего плана, чтобы быть человеком, который доставил коронавирус в Вашингтон, округ Колумбия, – но так оно и оказалось» – с грустью говорит священник Тим Коул, который получил вирус на каком-то святом собрании в Кентукки». Аналогичные истории повторились у российских евангелистов и иудаистов. Коронавирусом заболевают не только неправославные священники: сообщают, что вечером 29 марта преставился к жизни вечной епископ Вальевский Милутин (Кнежевич, 1949-2020), Сербская Православная Церковь. На Украине священник с коронавирусом проводил похороны, и теперь общавшихся с ним полтысячи людей разыскивают. В церкви Закарпатской области заразились коронавирусом почти 20 человек, первая жертва коронавируса на Украине тоже заразилась в церкви.

Но всё это не мешало РНЛ гнуть свою линию. 11 марта, после заявления главы Всемирного союза староверов Леонида Севастьянова о необходимости предосторожности на фоне эпидемии коронавируса и о несогласии с тезисом о невозможности заразиться через Причастие, РНЛ публикует гневную статью протодьякона Владимира Василика «Словам этого прохвоста грош цена»:



На следующий день РНЛ приводит мракобесную публикацию из «Сообщества православных журналистов», полную чудовищно лживых утверждений и призывов не повиноваться светским запретам. А 13 марта Андрей Карпов, главред сайта «Культуролог», рассказывает, что коронавирус лишь немногим хуже гриппа, а меры не соответствуют угрозе, зато насаждают тоталитаризм: запрещают приближаться ближе, чем на метр, заставят бороды сбривать и



16 марта, в рамках изображения плюрализма, сайт размещает здравую статью протоирея Владимира Пушкарёва «Не искушай Господа своего» в поддержку гигиенических мер, а на следующий день приводит сообщение о предложении депутата Шеина закрыть церкви, отменить литургии и шествие «Бессмертного полка». Но тут же выходит эмоциональное интервью хорошо известного нам протоирея Димитрия Василенкова «В Питере не будет коронавируса, если питерцы будут молиться»



18 марта Димитрий Смирнов совершает внезапный кульбит. Ещё 16 марта он подчёркивал, что «Жизнью и смертью распоряжается не вирус, а один господь Бог» и пояснял, что даже если россияне будут соблюдать все рекомендации по профилактике заражения вирусом, возможность заболеть и умереть останется, ибо «Так уж Богу угодно», приводил всё то же некорректное численное сравнение с туберкулёзом. Но через день он высказался в поддержку гигиенических мер.

Однако предусмотрительная эвакуация Смирнова с чумного корабля заразителей не отражается на дальнейшей активности боевой команды. 18 марта в статье Евгения Оводкова «Исповедь – лучшая вакцина от коронавируса» предлагается «объяснение» с богословской точки зрения, почему детей и молодых вирус поражает меньше – оказывается, это потому, что детям Господь прощает грехи, до 30 лет снисходителен, а чем старше, тем больше епитимья за грехи. Например, «лидирующая по смертности от коронавируса Италия является оплотом ереси католицизма и костенеет в нём почти 1000 лет. Видимо, Божие терпение подошло к концу». Автор заключает:



19 марта протоирей Георгий Городенцев толкует о возможности законности закрытия храмов на Украине и в РФ:



Далее протоирей пишет, что православному надо бояться не смерти, а умереть без покаяния, а посему власти не посмеют выставить кордоны (автор намекает, что можно и на штурмы запертых храмов идти).

20 марта РНЛ снова изображает плюрализм статьёй Андрея Козлова«Наш долг соблюдать все предписания кесаревой власти. Коронавирус одними шапками не закидать» со следующим тезисом:

«Не стоит нам грудью бросаться на заразу с уверениями, что сейчас мы тебя раскоронуем. Не такова она, эта зараза, чтобы вот так просто, одними шапками быть закиданной».

Но в тот же день размышления Козлова перекрыты статьёй Игоря Кулебякина «Коллапс подкрался незаметно» со стандартным дискурсом противников карантина: снова идут некорректные арифметические выкладки, страшилки про чипирование от Антихриста и проч. «В «липовую» пандемию, практически, никто не верит», – утверждает автор. Следом выходит материал «Коронавирусный апокалипсис» с теми же страшилками про чипизацию. А 21 марта появляется статья Петра Акопова, хорошо известного пропагандиста ХПП, «Готовому к самоуничтожению человечеству невозможно подобрать лекарство» с набившими оскомину тезисами из общей методички:



Более или менее разумна размещённая 23 марта подборка мнений священников, имеющих медицинское образование, о мерах противодействия новой заразе. Но она тут же перебивается призывом протодиакона Владимира Василика «Не паниковать, а жить так же, как и прежде». В ней воспроизводится стандартная сентенция, что «последствия от карантинных мер могут быть гораздо опаснее, чем жертвы от коронавируса» и используется следующий полемический приём:



И в другой публикации этого дня редакция РНЛ отвергает идею скорректировать богослужения и обряды на время эпидемии. Кроме того, сообщается о том, как группа лиц с участием хорошо известного нам по расследованию 2018 г. Игоря Смыкова ради защиты от инфекции облетела Санкт-Петербург с иконой Николая II:





Опять же 23 марта на РНЛ выходит и статья Игоря Друзя «“Борьба с коронавирусом”: гильотина против перхоти», в которой привычная манипуляция со статистикой используется для отрицания факта пандемии и выдвижения тезиса «карантинная “борьба” с вирусом в виде тотального закрывания всего и вся многократно страшнее и опаснее самого вируса». Друзь вновь ссылается на ничем не подкреплённый тезис «китаеведа» Вавилова, что «драконовские меры карантина вводила проамериканская, так называемая «комсомольская» группировка во власти, борющаяся с относительно лояльным к России Си Цзинпином», и заключает:



24 марта РНЛ публикует мнение писателя Владимира Крупина, противоречащее призывам Собянина: «Надо жить спокойно. В конце концов, помрём. … Зачем мне сидеть в четырёх стенах? Если мне надо будет куда-то отправиться – я обязательно поеду. Надеюсь, коронавирус не помешает отпраздновать 75-летие нашей победы». Тогда же выходит репортаж о петербургских верующих, которые не боятся коронавируса и прикладываются к иконе, а также статья Владимира Малёванного с тезисом «В нашем грешном мире самая лучшая профилактика против заражения COVID-19 – посещение храма, где нужно исповедаться и причаститься».

25 марта в статье Игоря Романова утверждённые патриархом меры дезинфекции при причастии отвергаются как «либеральные»:



В этот же день появляется материал Омского митрополита Владимира, утверждающий, что во время причастия надо подходить к Святой Чаше «с верою, а не бояться какого-то вируса. Неужели Бог слабее, чем вирус?». А некий Евгений Алтухов возмущается мерами по соблюдению гигиены во время причастий из инструкций патриарха:





В тот же день 25 марта РНЛ вовсю обсасывает тему «Большого Брата». Так, статья Катасонова обосновывает, в общем-то, неабсурдный тезис «Если исходить из того, что пандемия коронавируса – спецоперация, проводимая по заказу хозяев денег, то одной из её целей является стопроцентный охват контролем всего населения планеты». Вот только как из этого следует, что не нужен контроль случаев нарушения карантинных мероприятий? На ту же тему в этот же день выходит другая статья Катасонова и похожая, будто списанная из одной методички, статья от Андрея Карпова.

26 марта какой-то Роман Алексеевич Илющенко, «религиовед, подполковник запаса» (так в подписи) делится соображением, что сосредоточенная молитва – лучший ответ и совет, как бороться с мором, не только паникёрам, но и властям, а какой-то Игорь Романов глубоко возмущается карантинными мероприятиями. Диссонансом в этот день звучит только мнение Сергея Абачиева:



Однако сразу после этого материала РНЛ выкладывает обещание читинского митрополита продолжать службы даже в случае запрета и выкладывают ролик с проповедью-отповедью тем, кто допускает возможность заразиться в церкви. А Георгий Городенцев сообщает:

«Итак, по-христиански нынешняя эпидемия – это проявление сугубого гнева Божия», а Россию поразило меньше, потому что мы – православные христиане».

Наконец, в редакционной статье РНЛ проводится полный разнос позиции Кураева.

Лимит «не более одной публикации в поддержку карантинных мероприятий» соблюдён редакцией и 27 марта. С одной стороны, Андрей Козлов призывает подчиниться решению власти и задуматься, что будет, если вдруг во время какой-то службы с большой скученностью людей сразу многие позаражаются, и это будет проанализировано и понято. Но это перебивается переводной статьёй греческого богослова, в которой недопустимость дезинфекции во время причастия обосновывается 28-с правилом Трулльского собора, сообщением о том, что богослужения в Карелии будут продолжаться, несмотря на предписания главы региона, а также собранием отзывов о неподчинении решению Беглова запретить посещение храмов прихожанами, которые даны весьма высокопоставленными деятелями РПЦхрамов, начиная с Правового управления Патриархата и продолжая викарием Санкт-Петербургской митрополии, наместником Александро-Невской Лавры епископом Кронштадтский Назарием. О заявлении последнего публикуется материал с говорящим заголовком «Мы не позволим «внешним» закрыть храмы», далее следуют две статьи о невозможности передачи коронавируса при причастии (1, 2). В тот же день Ростислав Ищенко расхваливает стремление власти «использовать накопленный за последние годы запас прочности для того, чтобы пройти по узкой тропке между жёстким карантином и бесконтрольным распространением вируса» и «идеальный вариант — попытаться остановить эпидемию без жёстких карантинных мер или ввести их как можно позже, чтобы срок их действия был как можно меньше». Иными словами, пока невнятные меры официальных властей РФ давали эпидемии разгораться по полной, Ищенко, как всегда, доказывал особую мудрость принятых решений. В 2014 г. политолог произвёл немало «открытий» в области военной стратегии, а теперь «обогатил» эпидемиологию максимой «чем позже введёшь карантин при вспышке инфекции, тем меньше потери».

28 марта ситуация повторилась: с одной стороны вышел призыв Тобольской митрополии к верующим не посещать богослужения, с другой – появились гневные письма редакции РНЛ по поводу закрытия храмов (1, 2) и перепечатка гневного материала по поводу карантинных мероприятий от автора газеты «Завтра» Алексея Иванова (в ЖЖ – general-ivanov1). Всё это было добито запугиваниями Валерия Филимонова о всеобщей чипизации через вакцинацию.

Ситуация в издании резко меняется, начиная с 30 марта, когда предстоятель РПЦ призвал воздержаться от посещения храмов. Как будто по щелчку тумблера отойдя от радикализма в богословских вопросах, на какое-то время РНЛ «включила» объективность, разместив статью Андрея Грунтовского с разъяснениями об ошибках антикарантинной линии, в том числе что будет, если допустить экспоненциальное нарастание эпидемии. Размещаются здравые материалы от Псковского митрополита Тихона (Шевкунова) (1, 2,3, 4) и примирительные замечания митрополита Илариона. Исключением по состоянию на позавчерашний день стали два первоапрельских материала. Во-первых, это статья Андрея Карпова против ношения масок с тезисом: «люди, носящие бесполезные однослойные маски, поклоняются страху. Истинным знаком того, что я нахожусь под защитой, является мой нательный крестик, на котором написано “Спаси и сохрани”». Во-вторых, заявление Союза Православных Братств с критикой ограничений на службы:



Кроме того, напоследок РНЛ не отказала в удовольствии мелко поёрничать. Сообщение о смерти сербского епископа от коронавируса редакция озаглавила так: «Он был сторонником карантинных мер» (пояснено, что «покойный владыка был одним из 5 иерархов Сербской Православной Церкви, которые сразу же поддержали карантинные инициативы. Не помогло»). Кроме того, РНЛ сообщила, что супругу старообрядца Севастьянова – того самого, с которым издание спорило по поводу передачи вируса во время причастия, – госпитализировали с подозрением на коронавирус.

Но ослабление богословского пафоса после призыва патриарха привело РНЛ не к одобрению карантинных мероприятий, а к переходу на светские аргументы. Появляется новый ролик Делягина, а также беседа Вахтанга Кипшидзе и Сергея Михеева «Те, кто привезли в Россию вирус, требуют закрыть православные храмы». Доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН, специалист в области эпидемиологии и профилактической медицины Игорь Гундаров сообщает о ситуации вокруг коронавируса: «Это банальная вспышка острого респираторного заболевания, вероятно, вирусной природы, ничем не отличающаяся от предыдущих вспышек». Даётся перепечатка респектабельного бреда из «Московского комсомольца» от какого-то «специалиста по катастрофам» Александра Евсина, общий посыл которой – критика принятия карантинных мероприятий, поскольку, мол, проверенной информации недостаточно, надо собрать информацию и тогда думать. (Характерно, что этот же материал пиарит хорошо знакомая нам агентесса Новикова.) Квинтэссенция статьи:



Далее следует перепечатка из газеты «Завтра», критикующая решение предстоятеля РПЦ, со всё тем же некорректным аргументом о якобы ничтожности числа заболевших, которую дополняет перепечатка статьи какого-то Дмитрия Седова из ПЧАшного по самые уши Фонда стратегической культуры со всё тем же некорректным численным аргументом:



С вопроса о святых таинствах РНЛ переключается на правозащитную риторику, возмущение «самоизоляцией по Собянину». В статье Ильи Маслова пишется:



Из этого ряда откровенно выбиваются две перепечатки из «газеты.ру» – насквозь «либерастического» издания, от которого РНЛ, будь она по-настоящему антилиберальной и православной, должна бы шарахаться, как вампир от чеснока. Во-первых, это перепечатка Георгия Бовта – псевдоаналитика, умудрившегося употребить некорректный «численно-статистический» аргумент даже в конце марта:



Во-вторых, это перепечатка статьи «Паника-убийца: голод вместо лекарства» Семёна Новопрудского – ещё одного зоологического предателя из газеты.ру, который, в отличие от Бовта, даже не умеет прикрыть свою сущность внешней солидностью. Самое комичное во всей в этой истории – то, что РНЛ перепечатала наброс Новопрудского, несмотря на содержащуюся в нём фразу «Тотальная изоляция всего и вся помогает от этого вируса примерно так же, как колокольный звон, специальная молитва и крестный ход». Вот такая она вся из себя православная.



/Окончание этой части см. в следующей записи. Продолжение цикла также следует./


Tags: ПЧА, агентура, коронавирус
Subscribe

  • Сбыча вангований: ускорение

    miguel_kud, 30 декабря 2015 года: “Соответственно, задача ПТС – сменить во власти действующие сейчас персоналии и получить их…

  • Мадурость

    1. Математики ничего не понимают в политике Когда появилось сообщение ТАСС, что президент Венесуэлы Мадуро пожаловался на сокращение нефтяных…

  • Рубрика «год назад»: меж двух «Минсков» – I

    К годовщине «Минска-2» /Новым читателям поясняю, что в рубрика «год назад» предлагаю размышления о происшествиях годичной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 102 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Сбыча вангований: ускорение

    miguel_kud, 30 декабря 2015 года: “Соответственно, задача ПТС – сменить во власти действующие сейчас персоналии и получить их…

  • Мадурость

    1. Математики ничего не понимают в политике Когда появилось сообщение ТАСС, что президент Венесуэлы Мадуро пожаловался на сокращение нефтяных…

  • Рубрика «год назад»: меж двух «Минсков» – I

    К годовщине «Минска-2» /Новым читателям поясняю, что в рубрика «год назад» предлагаю размышления о происшествиях годичной…