miguel_kud (miguel_kud) wrote,
miguel_kud
miguel_kud

Categories:

Перестановка кроватей и полезный выход услуг

На днях был в супермаркете "Караван" и заметил интенсивно идущую перепланировку, радикально меняющую место расположения некоторых продовольственных отделов. Мероприятие, на мой взгляд, запоздало года на два: после переноса автобусной остановки и камеры хранения основной поток входящих покупателей перекочевал с правого на левый край супермаркета и прежний порядок обхода отделов не поддавался рациональному объяснению. Сначала шли мука и крупы с чайными сладостями по правую руку и пиво с газировкой и соками по левую, затем огромный отдел выпивки, после поворота мясо, отдел готовых блюд и хлеб по левую руку и колбасы, рыба, сыры, фрукты-овощи по правую, возвращение могло идти через замороженные продукты или консервы-каши-растительные масла, либо через находящийся в на отшибе продуктового турне молочный отдел. Непродуктовую часть супермаркета опускаю из рассмотрения.

В связи с этим возникла мысль, что государство уделяет мало внимания очевидной возможности улучить качество питания через мягкую регулировку порядка расположения отделов в продуктовой части супермаркетов. Наши граждание потребляют недостаточно овощей и фруктов, резко снизили с советского времени потребление "молочки", но пьют много пива и злоупотребляют зерновыми и мучными сладостями, а также жирным мясом и колбасами. Конечно, культурные установки и бюджетные соображения играют здесь ведущую роль: трудно через перестановку отделов заставить бабушку купить зимой фрукты, на которые всё равно не хватит пенсии, или заставить парня отказаться от пива, не купить которое - "западло". Но если процесс идёт параллельно с повышением или понижением доходов, то выработка новой рутины конкретного потребителя, рассчитывающего на свой новый бюджет, насколько я понимаю, уже сильно зависит от фактора расстановки отделов. Чем раньше ему попадётся "желательный" отдел овощей и фруктов, тем больше он там сделает покупок, и чем дальше будет отстоять "нежелательный" пивной и алкогольный отдел, тем больше шансов, что покупатель пройдёт мимо него.

Попытался вспомнить несколько супермаркетов в разных странах, в которых приходилось частенько скупаться. Универсальности нет, но в той же Мексике нравилось, когда цикл обхода начинался с фрукто-овощного отдела, переходил в мясо и заканчивался "молочкой" (в особо крупных супермаркетах правило уже нарушалось, пути обхода могли становиться любыми). Правда, там очень плохие молочные продукты, а у нас нормально было бы поставить молоко впереди мяса. Супермаркеты в Москве и Подмосковье (правда, недорогие) поразили своей бестолковостью, убогостью выбора, теснотой и отпугивающим влиянием на иностранного покупателя. Мне даже стало жалко жителей РФ, качество жизни которых, судя по моим впечатлениям месячной давности, настолько подорвано ужасным снабжением даже в столичном регионе - и это при высоких доходах. Они даже не знают, что может быть намного лучше. (При мне продавец-таджик убеждал покупателя-пенсионера, что лежащее перед ним манго - это и есть авокадо, которое тому поручила купить дочь.) Очень уютное и рациональное впечатление произвели два посещённых супермаркета в Германии, дурацкое - один супермаркет в Париже (может, случайность) и, если правильно помню, хорошее - в Италии. Супермаркеты на Украине эволюционируют в "правильную" с точки зрения здоровья сторону, но медленно. Пока что порядок расположения продуктовых отделов выглядит разумно в "Сельпо", "Классе" и "Билле", "Караван" не нащупал оптимума, АТБ, Fozzy и Target вовсе плевали на покупателей и их здоровье. (Интересно, что отечественные сети, стартовав в начале 2000-х явно с более низкого уровня обслуживания покупателей, чем иностранные, быстро набрались опыта и преодолели основные конкурентные недостатки.) Выборка, конечно, неполноценная и не исключено, что проблема часто не в маркетинговой политике сети, а в недостатках выбранного помещения, по которому я строю выводы, - быть может, в других супермаркетах той же сети дело обстоит по-другому. Чем хуже расположение продуктовых отделов, тем более привлекательно расположены ряды с выпивкой.

Подумалось, что положение со здоровьем и сельским хозяйством можно было чуть-чуть улучшить относительно дешёвыми мерами по регулировке маркетинговой политики розничных сетей. Опасно, конечно, сильно давить и вмешиваться в работу рынка, но минимальные рекомендации надзорные органы могли бы сделать. Как минимум - рекомендовать поставить овощно-фруктовый отдел в начало обхода, вынести на периферию алкоголь с пивом и муку-крупы с мучными сладостями.

Бесплатно дарю идею, в частности, господину Онищенко. (Если, конечно, оно не сделано и так, без моих подсказок.)
Tags: экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments