miguel_kud (miguel_kud) wrote,
miguel_kud
miguel_kud

Categories:

Экономические задачи Новороссии (многабукафф) – I

                                                                     Сроки страшные близятся. Скоро
                                                                       Станет тесно от свежих могил.
                                                                       Ждите глада, и труса, и мора,
                                                                       И затменья небесных светил.

                                                                                                   Анна Ахматова


Содержание

I  ЧАСТЬ (в этой записи)
0. Пояснение
1. Экономика этапа двоевластия
2. Экономика периода консолидации

II  ЧАСТЬследующей записи)
3. Экономика военного периода
4. Послевоенное восстановление и развитие


0. Пояснение

Итак, надеждам на введение российских войск и разделение сторон украинского конфликта по границам голосования областей, судя по всему, не суждено сбыться. Во всяком случае, одно за другим бойкое перо из московских аналитиков, обожающих оправдывать угаданные ими настроения начальства на основе аргументов, подслушанных у окружающей тусовки, воспроизводит мантру о том, что Юго-восток Украины должен освободиться сам и даже взять контроль над центром и Западом Украины. А российское государство будет помогать ему только пассивно, разрешая желающим ездить на Украину добровольцами или подбрасывать русскому сопротивлению Украины деньги и гуманитарную помощь. Непонятно, действительно ли это отвечает выбранной линии кремлёвского руководства или является прикрытием истинных намерений либо проявлением продолжающихся колебаний, но в таких случаях известная английская пословица советует надеяться на лучшее и готовиться к худшему. Новороссии надо быть готовой к тому, чтобы освобождаться самой, разве что, «послав» московских доброжелателей, когда те потребуют от Новороссии самостоятельно завоёвывать остальную Украину. Тут бы самим отбиться...

Но становление отдельной республики на территории двух областей и длительное выгрызание у Украины ещё шести растянется, как минимум, на месяцы и потребует адекватных экономических решений для того, чтобы выжить и победить в длительном противостоянии. Задача этого текста – обрисовать хотя бы часть проблем, с которыми придётся столкнуться Новороссии в ходе отделения от Украины.

Сложность прогнозирования в данном случае связана и с тем, что непонятно, по какому сценарию пойдёт сецессия. Конечно, в принципе можно допустить и тотальную войну, и «мирный развод», однако мы будем отталкиваться от «базового сценария»: всё новые и новые области будут отходить от Киева примерно так же, как Донецкая и Луганская: мирное неповиновение в одних центрах и ядро вооружённого восстания в других, постепенно распространяющееся на всё новые сферы и территории, непонятные телодвижения украинской власти в попытке силовым способом удержать области, приводящие к обратному эффекту, период двоевластия до проведения референдума или до попытки Украины тотально «зачистить» сопротивление, наконец, консолидация власти в руках новых республик, взятие под контроль внешних границ, освобождение тыла от украинствующих коллаборационистов, воссоединение в единую Новороссийскую республику, помощь в освобождении других регионов. Одни обстоятельства будут с каждой новой областью играть на руку Новороссии, другие – Украине. Например, остающаяся Украина будет сильнее мобилизовываться против русского восстания, но её мобилизационный потенциал (человеческий, экономический, моральный) будет таять с потерей каждой области и с углублением экономического коллапса, а опыт Сопротивления – нарастать. Таким образом, нельзя сказать, что отвоёвывать новые области будет легче или труднее, чем Донецкую и Луганскую, – каждый раз будут возникать проблемы нового плана. Если удастся освободить Новороссию без полномасштабной войны с Украиной и разделиться с ней удобной границей, то перед республикой станут новые задачи – восстановления разрушенной экономики, максимально быстрого приближения к российским стандартам и мн. др.

Дальнейшее изложение мы будем вести, исходя из своего базового сценария, имея в виду, что одни и те же этапы, скорее всего, будут проходить одна за другой области бывшей Украины, желающие войти в Новороссию. В значительной степени текст будет представлять собой не набор пророчеств, а изложение опасностей, которые следует избежать. Если, благодаря этому тексту, соответствующие глупости не будут допущены, прогнозы эти окажутся самоопровергающимися, и я буду только рад.


1. Период двоевластия

Этап двоевластия, пожалуй, самый сложный в восстании. Сложность его – в необходимости принимать тонкие решения, проходя по лезвию бритвы между крайностями. С одной стороны, захватывая новые объекты и демонстрируя неподчинение официальному Киеву, нужно как можно скорее делегитимизировать украинскую государственность, показать населению, что прежняя власть не имеет никакой силы, – и всё это, ни на один день не прерывая наступления. С другой стороны, нельзя перегибать палку, отпугивая ещё не созревшее население слишком радикальными действиями или давая официальным властям повод для сокрушительного удара на уничтожение Сопротивления. К счастью, зимнее наблюдение за Майданом дало Сопротивлению бесценный урок, который позволяет пройти этап двоевластия и делегитимизировать действующий режим, даже не очень понимая, что при этом происходит. Свою лепту вносят и непрофессиональные действия киевской хунты, которая только подогревает сепаратистские настроения и повышает их радикализм. Что такое двоевластие, мы увидели на примере полуторамесячного противостояния в Донбассе – именно референдум позволяет подвести под ним черту в ближайшем будущем.

А что же будет тем временем происходить в экономической сфере и на чём следует сосредоточиться сопротивлению?

Главное, что нам нужно понять – что в период двоевластия украинское государство всё ещё продолжит функционировать. Это не позволит Сопротивлению получать с данной территории ресурсы, необходимые для борьбы, кроме того, что люди дадут сами. Попытки экспроприаций будут использованы режимом для дискредитации Сопротивления. Но, с другой стороны, это и полностью снимает с Сопротивления обязанности государства – выделение пенсий и социальных выплат, зарплаты для госслужащих, предоставление коммунальных услуг. А то, что в условиях нарастающего экономического коллапса делать это Украине будет всё труднее, – на данном этапе проблема самой Украины и всё ещё подчиняющегося ей большинства населения, а не проблемы Сопротивления. Денежные и материальные ресурсы на этапе двоевластия будут нужны только для самого по себе Сопротивления. Снабжение населения на себя придётся брать только в эпицентрах вооружённых восстаний, как в Славянске, и то не полностью. Нагружать себя лишней головной болью не имеет никакого смысла.

Опыт Донбасса, опыт Славянска показывает, что, если в политическом плане двоевластие – сложнейший этап, то в экономическом плане пройти этот период не так уж и сложно. Необходимо материальное снабжение извне, необходим массовый порыв и готовность к софинансированию Сопротивления и прямой помощи среди местного населения, но ни разу на этапе двоевластия перед восстанием не возникают те вопросы по организации народного хозяйства, которые обычно стоят перед руководством страны или региона. Собственно, тут нечего и обсуждать, никаких особых уроков извлекать не стоит, кроме того, что нужно минимизировать экспроприации и другие действия, которые повредят авторитету сопротивления, и того, что нужно поставлять много ресурсов извне.


2. Этап консолидации

Консолидация – это то, что нужно успеть сделать Донбассу за месяц-другой, оставшиеся до воцарения и укрепления в Киеве нового «президента». И хотя в политическом плане необходимые действия более или менее ясны, этап этот является самым трудным, поскольку за короткий срок не в рутинном, а в авральном режиме нужно создать фактические республики с основными атрибутами государственности и полностью взять власть на своей территории.

«О чём бы мы ни говорили, речь пойдёт о деньгах». Как только республики установят власть на своей территории, это будет означать и перенятие всех обязанностей государства, включая социальные выплаты и зарплаты бюджетникам, руководство коммунальными предприятиями, распределение госзаказов. На это потребуются деньги, значит, с самого начала придётся собирать налоги.

Между тем, для сбора налогов недостаточно только доброй воли Ахметова. Придётся принудить к выплате налогов предпринимателей, поставить под контроль налоговую службу с казначейством и заручиться качественным зачислением налогов в банковской системе. Как обезопасить себя от возможных диверсий и саботажа в любой из трёх составляющих? Ведь уже приходят сообщения (быть может, и ложные), что Украина эвакуирует ключевых налоговых специалистов из Донбасса и непонятно что творится со счетами местных казначейств.

* * *

Начнём с налоговой службы и казначейства. Прежде всего, надо обеспечить, чтобы налоговики контролировали выплату налогов не менее добросовестно, чем они это делали ранее, а местные управления казначейства не перечисляли собранные средства в Киев и правильно распределяли бюджетные средства Новороссии по местным потребителям. Возникают большие сомнения, что эти структуры переключатся на служение новой республике, как ни в чём не бывало. Тепличных условий, в которых оказались органы власти Украины в 1991-92 гг., никто для Новороссии не обеспечит.

Скорее всего, в данном случае нет другого решения, кроме как высылать в упомянутые службы комиссаров с опытом работы в финансовых учреждениях, а также периодически инспектировать их деятельность независимыми комиссиями. Возможно, придётся заместить отдельных беглецов на ключевых должностях, но большинство сотрудников местные и вряд ли побегут в Киев. Другое дело, что на месте может не оказаться достаточно специалистов. Скорее всего, придётся набирать комиссаров и ревизоров в России, уже сейчас налаживая отношения как с государственными органами РФ, так и с крупными компаниями, которые могли бы выслать в командировку своих представителей в обмен на последующее содействие в продвижении своего бизнеса в Новороссии. Если командированных из России не будет хватать, можно объявить и открытый набор в Интернете, но командированные (за которых «ручаются» их работодатели) предпочтительней. Работать они будут в приемлемых условиях, далеко не на передовой – вполне можно рассчитывать на помощь российских партнёров. А вот тех работников прежней налоговой службы и казначейства, которые будут разоблачены в саботаже, нужно безжалостно увольнять и привлекать к дополнительной ответственности.

Другой вопрос – что делать с предприятиями и предпринимателями. Можно ожидать, что предприятия, зарегистрированные в соответствующей области, станут платить налоги в бюджет Новороссии, как только поймут, что налоговая служба республики действует и привлекает к ответственности неплательщиков. Уже с промышленными группами, предприятия которых разбросаны по территории Украины и центральный офис зарегистрирован в Киеве, намного сложнее. Как минимум, надо потребовать у них перерегистрации в Новороссии тех предприятий, которые физически находятся в республике. А если будет продолжен их товарообмен с Украиной, в их случае нужно будет пресекать махинации с трансфертными ценами, которые позволяют аккумулировать прибыль и выплачивать налоги в заграничном профит-центре. Для этого уже потребуется таможня (см. ниже).

* * *

Скорее всего, наиболее сложная составляющая «переключения налогов» будет связана с функционированием банковской системы. Нельзя забывать, что конечный контроль за деятельностью банков сейчас у центральных офисов, расположенных в Киеве и подвластных НБУ. Современные безналичные деньги – это просто записи в компьютере. У клиентов банка они есть только потому, что это записано в компьютере банка, у филиала банк они есть потому, что это записано в компьютере головного банка и т.д. Уже для расчётов за пределами Новороссии потребуются, как минимум, иметь корсчета местных банков (или филиалов) во внешних банках (украинских или российских).

Я сейчас меньше всего хочу кого-то пугать, и мне самому очень хочется ошибиться, но, скорее всего, логика противостояния неизбежно поведёт ситуацию по пути полной ликвидации старой банковской системы на территории Юго-востока и срочной замены её на новую. Без создания собственной платёжной системы или подключения к российской Новороссия не будет в финансовой безопасности. В более благоприятном сценарии удастся переподключить существующую банковскую систему региона (с полным сохранением инфраструктуры и долговых прав) к новой расчётной системе, но вряд ли это удастся. Чтобы понять, в чём тут дело, представим сначала вариант «цивилизованного развода» и попробуем оценить, насколько он реален.

Если «расходиться по-хорошему», то надо договориться о том, что бюджетная и банковская системы Украины и Новороссии остаются вне политики и «справедливо» разделяются в связи с разделом страны. Но что означает, например, перечисление НДС в бюджет Новороссии? Это означает, что новой республике срочно нужна своя таможня, которая контролирует импорт и экспорт, чтобы взимать НДС на импортируемые товары и возвращать его на экспортируемые, эта таможня должна владеть информацией о стандартных ценах на эти товары, чтобы пресечь злоупотребления с занижением или завышением цен. Предстоит создать отдельный Пенсионный фонд. (К счастью, поскольку на Украине пенсионная система всё ещё солидарная, а не накопительная, не придётся взыскивать средства с накоплений Пенсионного фонда Украины.) Предстоит наладить страхование по безработице и несчастным случаям на производстве из зарплатных отчислений.

Ничуть не проще разделить банковскую систему. На территории Новороссии существующие отделения украинских банков должны объединиться в отдельные от материнской компании юридические лица и перейти под контроль местного Центробанка, должны быть разделены по объективному принципу резервы украинских банков между украинской частью и новообразованными «дочками» в Новороссии, нужно образовать местный фонд страхования вкладов, республика должна гарантировать банкам содействие государственных органов в возврате долгов заёмщиками и гарантировать вкладчикам контроль над банковской системой и возврат вкладов при крушении банков. Появившиеся на территории Новороссии новые банки (а местные «дочки» украинских банков, повторим, будут уже отдельными юридическими лицами) должны иметь корсчета во внешних банках, которые останутся единственным доступным ресурсом Новороссии для внешних расчётов.

Параллельно с обустройством доходной части бюджета придётся перенимать на себя и все бюджетные расходы бывшей Украины на территории Новороссии. На первое время возможна работа «по инерции», продолжение финансирования местных бюджетных учреждений местным управлением казначейства по бюджету на текущий год. Но со временем придётся заменять прежние центральные структуры, подчиняющие бюджетные учреждения по отраслевому признаку, и уже их решением проводить какие-то изменения. Мы даже не будем вдаваться в подробности этого процесса, просто заметим, что при «цивилизованном разводе» необходимо по-хорошему выпросить у Киева очень, очень много информации о бюджетных учреждениях.

Нет нужды говорить, что описанный сценарий мирного разделения требует не только недюжинного профессионализма, но также доброй воли и двойного контроля с обеих сторон, а также огромного терпения и трудолюбия, которых, скорее всего, не будет. Хотя сделать такую попытку ДНР и ЛНР должны, особо напирая на готовность продавливать возвращение долгов банкам своими субъектами, сохранить за банками в собственности их инфраструктуру и по-хорошему перенять расходы украинского бюджета.

* * *

Однако вместо компромисса нас, скорее, ожидает серия взаимных ударов на уничтожение экономики, усугублённых выходом злоупотребляющих банкиров из-под контроля. В самом мягком и постепенном сценарии выглядеть это может примерно так. Новые республики или объединённая Новороссия попытаются договориться с местными предприятиями и отделениями банков о перечислении части налогов в местные бюджеты, как это сделал мэр Славянска В.Пономарёв. Однако, по сигналу из Киева, будут изыматься средства, собираемые на счета в местных казначействах. (Это для Украины более перспективно, чем просто блокировать казначейские счета и позволять предприятиям не платить налоги.) Многие начальники банковских отделений, воспользовавшись неразберихой, станут устраивать «чёрные дыры» по обе стороны новой границы, в которых будут пропадать платежи. В результате счета предприятий, и так еле справляющихся с кризисом, начнут ускоренно таять, поднимется волна банкротств и сократится поступление налогов. В бюджет Украины (там, где Киев сможет обнулять местные казначейские счета) и в бюджет Новороссии (там, где её власти смогут противостоять обнулению местных казначейских счетов) будет поступать намного меньше денег, чем поступало бы при нормальной организации.

Ввиду фактического разделения страны, центральная власть начнёт сокращать фактические выплаты бюджетникам на территории освободившихся областей, тем более что эти бюджетники на этапе консолидации будут всё больше уходить из-под контроля Киева. Освободившиеся области, так и не забрав себе все налоговые потоки со своих территорий, не смогут компенсировать недостачу.

Развивающийся кризис повлечёт массовый невозврат долгов, причём отделившиеся области откажутся помогать во взимании долгов с граждан и предприятий тем украинским банкам, которые будут саботировать сбор налогов для Новороссии и продолжат отчисления в бюджет Украины, банки окажутся на грани разорения. Украинский фонд страхования вкладов едва ли захочет компенсировать депозиты в разоряющихся банках на отколовшейся территории. В итоге НБУ просто спишет остатки на всех счетах в отпадающих регионах. Этот шаг НБУ может быть по мотивации не столько злонамеренной диверсией против Новороссии, сколько единственно возможным выходом из ситуации. Только так можно будет спасти, насколько это возможно, банковскую систему на остающейся территории бывшей Украины в условиях, когда взыскание долгов на отпадающей территории станет малореальным.

В какой именно момент Киев отключит очередную область от своей расчётной системы и обнулит счета? Скорее всего, это произойдёт не раньше, чем Новороссия перенимет в свой бюджет большую часть налоговых платежей, и не позже, чем установление полного военного контроля над территорией станет всем очевидным необратимым фактом. Очевидно, что Украина будет разрываться между двумя подходами. С одной стороны, до последнего изображать контроль над регионом, а с другой – пытаться отомстить отколовшейся территории. Первый вариант требует сохранения расчётной системы в целостности. Второй уже продемонстрирован в Крыму, где Нацбанк Украины отозвал лицензии всех местных банков и филиалов украинских. Забрать свои вклады крымским вкладчикам теперь – большая проблема даже на «материковой» Украине, правда, и для банков мудрено собрать долги по выданным в Крыму кредитам.

В результате, примерно к окончанию периода консолидации, уже держа под военным контролем свою территорию, Новороссия останется без банковской системы, с обнулёнными счетами предприятий и граждан, без денег, без способности собирать налоги и финансировать расходы. Конечно, удар будет нанесён и по финансовой системе остальной Украины, но Киев в краткосрочной перспективе будет куда более устойчив в финансовом плане. Несмотря на то, что и Киеву не захочется нести потери, логика конфронтации просто не найдёт другого выхода, кроме взаимного вредительства.

* * *

Для того чтобы, если не избежать этого, то хотя бы максимально смягчить последствия, одновременно с попытками договориться о цивилизованном разводе с Украиной, Новороссии следует как можно скорее создавать свою банковскую систему и вводить параллельное обращение российского рубля. А ещё лучше – пригласить российские банки массово открывать свои отделения на территории Новороссии, подчиняясь российским правилам регулирования, и открывать новые депозиты в российских банках. Местные казначейства тоже должны открыть там свои счета, а пока нет согласия России – открывать их в близлежащих регионах РФ. Следует попросить банк России контролировать работу российских банков на территории Новороссии по своим правилам, с теми же нормами резервирования и с теми же гарантиями возврата вкладов. Новороссия гарантирует и украинским, и российским банкам стандартную государственную работу с должниками банков и сохранность собственности. Но как только и если украинские банки попробуют по-прежнему изымать налоги в пользу украинского бюджета или начнут обнулять счета, нужно немедленно экспроприировать отделения данного банка, передавать их со всей инфраструктурой приходящим российским банкам, аннулировать долги своих граждан и предприятий этим банкам. Нужно заранее проводить работу с персоналом местных отделений украинских банков, чтобы по возможности сохранить ключевую информацию о клиентах банка и в максимально возможной степени частично сохранить депозиты и данные о кредитах, с передачей прав и обязанностей новым банкам, в которые вольются эти отделения. Остающуюся на территории Новороссии гривневую наличность следует использовать для закупки товаров на территории оставшейся Украины.

В случае отказа Банка России в содействии, если он будет возражать против открытия российскими банками отделений на территории Новороссии либо не найдёт способа осуществлять за их деятельностью стандартный надзор, придётся организовывать свой Центробанк и просить у России кредит, чтобы пользоваться российским рублём. Но если на это не будет воли России, придётся вводить свою валюту.

Задача Новороссии – максимально сократить переходный период в случае конфронтационного разделения финансовой системы, поскольку в течение него система безналичных расчётов будет большей частью парализована, население не будет получать ни зарплат, ни пенсий, энергия людей будет направлена на бесплодные попытки вытащить свои депозиты, деятельность предприятий – на восстановление старых схем наличных расчётов и бартера. Заметим, что, чем быстрее Новороссия будет налаживать у себя параллельную систему расчётов, сбережений и кредитов, опирающуюся на российскую или собственную банковскую систему, тем менее уязвима она будет к возможной диверсии НБУ и центральных отделений банков, следовательно, тем меньше вероятность, что эти диверсии будут предприняты в варианте максимального вредительства. От скорости прихода российской банковской системы на территорию Новороссии зависит, сколько времени продлятся «90-е годы» в платежах и кредитовании соответствующей территории. Думается, основную работу можно сделать в авральном режиме за два-три месяца. Если же российские финансовые власти откажут в помощи, то на создание своего Центробанка и последующее устранение «чёрных дыр» и «болезней роста», наверное, уйдут годы.

* * *

Налоговая система Новороссии в долгосрочном периоде может быть всякой, но особой фантазии в чрезвычайных условиях проявить не получится. Придётся опираться на всё ту же стандартную комбинацию НДС, налогов на прибыль и фонды заработной платы (страховых и пенсионных платежей), НДФЛ, единого налога для малых предприятий и частных предпринимателей, акцизов и налогов на имущество, пошлин. Порядок взимания этих платежей достаточно известен и внимания в этом списке заслуживает взимание НДС и пошлин, поскольку оно будет опираться на деятельность таможни, контролирующей экспорт и импорт. Как ни печально, наиболее вероятно, что торговых связей с оставшейся Украиной и остальным миром в условиях идущей войны почти не будет и единственным важным торговым партнёром Новороссии будет РФ. На мой взгляд, надо не только вступить в Таможенный Союз, но и попробовать договориться с РФ о том, чтобы её таможня взяла на себя работу по регистрации экспорта и импорта Новороссии на российском направлении, что позволит правильно взимать НДС у импортёров и возвращать его экспортёрам. Тогда своей таможне останется совсем немного работы с внешней торговлей на других направлениях. Ставку НДС в этом случае имеет смысл уравнять с российской, как и ставки таможенных пошлин. Выстраивать с нуля собственную полноценную таможню и нереально, и бессмысленно.

Кроме того, в кратчайшие сроки надо будет наладить систему своих министерств и ведомств, проводящих необходимые выплаты бюджетникам и берущих на себя социальные функции. Пенсионный фонд Новороссии придётся организовывать быстро, опираясь, правда, на территориальные отделения ПФ Украины. Правда, в условиях кризиса, расходы госбюджета и внебюджетных фондов в реальном выражении будут поначалу заметно ниже прежних.

От того, насколько быстро Новороссия сможет наладить свою бюджетную систему, зависит, насколько она будет устойчивой. В конце концов, военное управление в ДНР и так на неплохом уровне, после создания министерств и ведомств найдётся, кому руководить и направлять в гуманитарной и отраслевых сферах, а вот изыскать средства для того, чтобы фунционировали военная машина, госаппарат и бюджетные организации, для исполнения минимальных социальных обязательств – задача совсем нетривиальная. Конечно, и тут потребуется немалая помощь от России на переходный период, особенно в виде кредитов для пополнения оборотных средств предприятий в случае их обнуления Украиной.

* * *

Завершая рассмотрение этапа консолидации, заметим, что ещё одной важной задачей является сохранность информации по распределению собственности (помимо денежных обязательств в банковской системе) на территории Новороссии. Становление республики не должно быть сопряжено с эпохой бандитских переделов. Другое дело, что допустима и необходима конфискация имущества у предателей-фашистов, запятнавших себя активным сотрудничеством с украинскими оккупантами.


Upd.: А вот и "первые ласточки" – заявление Авакова о прекращении выплаты зарплат и пенсий в Славянске и Краматорске.

Автор выражает глубокую признательность уважаемым *****_******a, *****9, ***_2 за помощь в подготовке материала.

(Окончание см. тут.)
Tags: ВГН, Новороссия, Сопротивление, экономика
Subscribe

  • На войне, как на войне

    Затянувшееся на месяц начало переворота в Белоруссии дало любому вменяемому человеку на русских просторах, не желающему зла своему народу, достаточно…

  • Дилемма голого короля – 9б

    /Окончание. Начало и оглавление здесь./ 9б. Идеологическая асимметрия ПЧА (б) С учётом сказанного, мы можем дать следующее функциональное…

  • Дилемма голого короля – 9а

    /Продолжение. Начало и оглавление здесь./ 9а. Идеологическая асимметрия ПЧА (а) Для того чтобы продвинуться в разгадке…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments

  • На войне, как на войне

    Затянувшееся на месяц начало переворота в Белоруссии дало любому вменяемому человеку на русских просторах, не желающему зла своему народу, достаточно…

  • Дилемма голого короля – 9б

    /Окончание. Начало и оглавление здесь./ 9б. Идеологическая асимметрия ПЧА (б) С учётом сказанного, мы можем дать следующее функциональное…

  • Дилемма голого короля – 9а

    /Продолжение. Начало и оглавление здесь./ 9а. Идеологическая асимметрия ПЧА (а) Для того чтобы продвинуться в разгадке…